Данилевский Николай

Данилевский Николай




Николай Сергеевич Данилевский, художник, декоратор.

" Может показаться, что художник Николай Данилевский принадлежит к беспредметной традиции. Это не совсем так, скорее, он пишет призраки вещей, фантомы виденного, причем делает это с превосходным вкусом и большой живописной культурой, тонко обрабатывая живописную поверхность. Именно то, что сто лет назад называли «гудением холста», красноречие красочного слоя – важнейшее преимущество мастера наряду с привлекательной зашифрованностью мотивов, системой тонких пластических аллюзий."

                                                                                                           Михаил ГЕРМАН
                                                                                                           профессор, доктор искусствоведения,
                                                                                                           член Международной Ассоциации 
                                                                                                           художественных критиков (AICA) при ЮНЕСКО                                                                                                            и Международного Совета музеев (ICOM)

 

Краткая биография.

Родился в 1965 году в Ленинграде.
1993г.-закончил СПбХУ им.Н.К.Рериха
1994-1995 преподавание в СПбХу им.Н.К.Рериха ; графический дизайн,шрифт,графика.
1998-лауреат городского конкурса ,,педагогических достижений,,в в разделе ,,новые технологии в общем и профессиональном образовании,,
2006- автор раздела Графический дизайн в программе ,,Обретение,, , гранд президента России за внедрение иновационных технологий в рамках национального проекта ,,Образование,,
работал в малом оперном театре им.Мусоргского художником


Участник городских, республиканских и всероссийских выставок.
Картины художника находятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.
Участник творческого объеденения ,,Старый Город,, образованного в 1981г
Живет и работает в Санкт-Петербурге



"Время художника Данилевского."

Что мы помним, что мы знаем о времени? Вчера, завтра, — есть только сейчас, в той раме — обрамлении жизни, составляемой нами из отдельных воспоминаний прошлого и будущего. Мы не можем его увидеть. Оно для нас статично в этот момент и эту секунду. Так и произведения Николая Данилевского, на первый взгляд — монументальные полотна с конструктивной четкостью, говорящие о линейности нашего мира. Но мир с плоскости его холстов постепенно открывается своей многогранностью, благодаря вбиранию в себя каких-то символов, и зритель уже видит другую действительность, придуманную, а точнее собранную из отдельных частичек памяти и ощущений художника.
В основе творчества Николая Данилевского лежит оригинальная философия времени. Оно стало связующим «веществом» в мире художника. Будь то размер холста, написание картин, составляющих серию, где в каждом новом произведении проходит еще одна минута, хотя не одна, а 5 или 7 минут. Они движутся размеренно, спокойно. Из времени выявляются переходящие образы, соединяющие воедино всю жизнь художника.
У объекта творчества — одна жизнь, но проживает он эту жизнь дважды. Сначала — когда художник создает произведение, затем — в обратную сторону тогда, когда зритель открывает для себя этот предмет. На такой системе восприятия искусства построено творчество Николая Данилевского. Вторичное рождение картины художника, как кажется, происходит медленнее, чем первая ее жизнь, потому что на первый план выходит четкая структурированность, линейная ясность форм композиции. Но по стечению времени, которое проходит в изучении поверхности холста, пространство картины начинает расширяться в нескольких направлениях. Открываются все новые и новые его детали, которые рассказывают зрителю истории, созданные художником.
Сам Николай Данилевский говорит: «Мое творчество – личное». Настоящее искусство может быть только таким, рождающимся из тебя. Все холсты наполнены определенными образами, такими, которые сопровождают художника на протяжении всего жизненного пути — картинами на стенах в квартире, иконами предков, рокальными мотивами со старой мебели, узорами кружевных переплетений, какой-то мелочью, которая была первым личным сокровищем и многое другое. Все это оставляет отпечаток на мировоззрении человека, учит пониманию, как должна строиться жизнь. Точно такие же «отпечатки» памяти оставляют предметы так, как на картинах Данилевского. Но художник никогда не бывает вполне откровенным со зрителем. Он скрывается за дымкой, которая присуща всем его произведениям. Мир становится монохромным и неглубоким. Зрителю остается сделать только один шаг вперед, и он попадает во внутреннее пространство картины, в тот мир, который существует то наяву, то в воображении, но прячется в воспоминаниях зрителя или автора.
Помимо времени, человеческая жизнь воспринимается через ощущения. Как ребенок не может понять объект без прикосновения к нему, так и взрослый человек не может существовать вне осязательного понимания мира. Произведениям Данилевского свойственна та фактура плоскости, не преодолевающая никогда невидимый уровень, точно определенный художником. Но даже если мы прикоснемся к поверхности произведения, мы ничего не почувствуем. Неестественная телесность получается. Изобразительный мир Данилевского безматериальный. Все восприятие его холстов построено на эмпирическом исследовании человеком внешнего мира. Изменяя или полностью уничтожая значение материальности объекта, Данилевский дает ему новую фактуру. Не важно, какую функцию выполняет тот или иной объект в нашем мире. Все окружено вот этой «дымкой», создаваемой через монохромное письмо. Цвет, как и первичный характер формы, ее фактура и материя, не имеют значения. В нескольких ранних работах полностью геометрические композиции строятся на ритме цветовых пятен — кобальт синий, краплак и т.д., но затем художник делает сознательный переход от цвета сначала к полутонам, затем к монохромному исполнению. Только образ и ассоциации при взгляде на холст. Изобразительный ряд всех произведений строится на интерпретации формы. После «уничтожения» материальности зритель переключает свое внимание на внутреннее движение картины то вверх уходящее, то расширяющееся в пространстве. И отдельными точками, как искры воспоминаний, появляются образы — иллюзии.
Искусство всегда является отражением мира и жизни конкретного человека — художника. В творчестве Николая Данилевского этот тезис получает новое понимание. Образность его произведений характеризуется недосказанностью при обязательной «додуманности» темы и доведения композиции до точки равновесия, до самого конца завершенности идеи. Произведения художника как отражение жизни: существует повседневная жизнь, а есть «открытки», по которым мы вспоминаем и представляем эту, а может другую жизнь, остающуюся в наших воспоминаниях. С «открытками» жизни можно играть, как жизнь играет с человеком. Придумывать себе чужую жизнь, вспоминать ушедшее, рисовать будущее. Тема игры (игра в жизнь) прослеживается во многих отдельных и серийных вещах Николая Данилевского. В открытом виде - при использовании совсем конкретных предметов (карты, карточные масти и т.д.). В идейном составляющем произведения - картина «складывается» из прямоугольных «открыток», накладывающихся друг на друга и скрывающихся за предыдущими «карточками». Или всё произведение как небольшая фотографическая карточка начала XX века с сумрачными очертаниями женских фигур, цветов, за которой прячется многое и можно рассказать обо всем. Также и из отдельных событий строится наша жизнь, а их последствия наслаиваются, и получается судьба человека.
(Автор: Корвацкая Елена, искусствовед.)